Не было бы сих достопочтенных мужей на земле Русской, может быть и не было бы и Руси…
Недавно 18 октября, совершалась память святителей Московских и всея России чудотворцев: Петра, Алексия, Ионы, Макария, Филиппа, Иова, Ермогена, Тихона, Петра, Филарета, Иннокентия и Макария. По их жизнеописаниям можно изучать историю России с древнейших времен до наших дней. Сие доблестные воины Христовы жили в тяжелые, неспокойные времена. Их служение пришлось на конец XIII — начало XX века: от дней становления государственности, до дней великого потрясения, чуть было не погубивших Россию.
Двенадцать имен, словно двенадцать апостолов Христовых, просияли над Русью и взошли на свою Голгофу. Безропотно и со смирением несли они свой крест, непрестанно молясь, чтобы не угасла вера в сердцах людских, и Господь не лишил бы землю русскую Своей милости. Не все из них умерли мученической смертью, но все они равны между собой, как равны были апостолы, и все готовы были положить души свои за правду, за народ и за веру Христову.
Святитель Петр, митрополит Московский и всея Руси
Родился будущий святитель на Волыни во второй половине XIII века в семье благочестивых родителей Феодора и Евпраксии. В 12-и летнем возрасте юный Петр поступил в монастырь, приняв сердцем Священное Писание, с особой ревностью стал исполнять монастырские послушания. После многолетних подвигов в монастыре иеромонах Пётр, испросив благословение игумена, оставил обитель в поисках уединенного места. На реке Рата он поставил келью и стал подвизаться в безмолвии. Там и приобрел он благодать не только перед людьми, но и перед Богом.
В 1305 году Патриарх Константинопольский Афанасий I с Синодом возвёл на Киевскую и всея Руси митрополию Петра. По возвращении на Русь митрополит Пётр в течение года пребывал в Киеве, но беспокойства, угрожавшие этому городу, заставили его, по примеру предшественника его — Максима, жить во Владимире на Клязьме, куда он и переехал в 1309 году.
Много трудностей испытал Первосвятитель в первые годы управления Русской митрополией. В страдавшей под татарским игом Русской земле не было твердого порядка, и святителю Петру приходилось часто менять места своего пребывания. В этот период особенно важны были труды и заботы святителя об утверждении в государстве истинной веры и нравственности.
Во время постоянных объездов епархий он неустанно поучал народ и духовенство о строгом хранении христианского благочестия. Враждовавших князей он призывал к миролюбию и единству. Когда после смерти князей Михаила Тверского и Юрия Московского, князь Александр Михайлович Тверской получил от хана татарского ярлык на великое княжение и вступил в борьбу с Иваном Даниловичем (Калитой) Московским, святитель Пётр не пожелал переехать в Тверь и до скончания дней своих оставался митрополитом Московским. Ему словно было открыто сверху о той великой роли, которую сыграет этот город в истории Руси.
21 декабря 1326 года святитель Пётр умер. Тело Первосвятителя было погребено в Успенском соборе Кремля, где его честные останки возлежат и поныне.
Алексий, митрополит Московский и всея Руси
До сорока лет Алексий, в миру Елевферий, сын боярина Фёдора Бяконта, вел монашескую жизнь, посвящая себя постам и молитве. Все эти годы он пребывал вдали от мирской суеты. Казалось, что сей подвижник так и умрет убеленным старцем в своей обители, но Господь имел на него другие планы.
В декабре 1352 года Алексий был посвящён в епископа во Владимир-на-Клязьме. А в 1354 году Константинопольский патриарх поставил Алексия митрополитом Киевским и всея Руси. Обладая исключительным умом и способностями, Алексий был фактическим правителем Московского княжества при трёх московских князьях, пользовался большой благосклонностью в Орде, где исцелил болевшую глазами ханшу Тайдулу; содействовал тому, что великое княжение владимирское укрепилось окончательно за московскими князьями.
Когда скончался великий князь Иоанн, святитель взял под свою опеку малолетнего его сына Димитрия (будущего Донского). Много пришлось святому владыке потрудиться, дабы примирять и смирять строптивых князей, не желавших признавать власть Москвы. Вместе с тем, не оставлял митрополит и трудов по устройству новых обителей
Будучи ровесником и другом Великого подвижника Сергия Радонежского, перед своей смертью он передал последнему заботу и попечение о земле Русской.
Митрополит Алексий скончался 12 февраля 1378 года. Через 50 лет по его смерти Алексий был канонизирован в лике святителя. Его мощи были обретены в основанном им Чудовом монастыре в Кремле в результате восстановительных работ и положены в храме Архангела Михаила. С 1947 года мощи святителя Алексия покоятся в Богоявленском соборе в Елохове, в Москве.
Святитель Иона, митрополит Московский и всея Руси
В 1437 в Москву прибыл зломудренный Исидор, по происхождению болгарин, посвященный в митрополиты Киевские и всея Руси патриархом Константинопольским. Но не дружественно встретил его русский люд, слишком сильна в нем была тяга к латинянам. В этом же году Исидор отправился на Флорентийский собор (1438), где принял унию с Римской католической церковью (уния — объединение). За отступничество от истинной веры Собор русских архиереев и духовенства низложил митрополита Исидора.
На Всероссийскую митрополию единодушно был избран епископ Рязанский Иона. Посвящение его по благословению Константинопольского Патриарха Григория III впервые совершено русскими архиереями в Москве. 15 декабря 1448 года святитель Иона вступил на Митрополию и с архипастырской ревностью стал утверждать благочестие среди чад своих, словом и делом укрепляя православную веру в стране.
За труды на благо Церкви Христовой святитель Иона удостоился от Бога благодатного дара чудотворений и прозорливости. В 1451 году татары неожиданно подступили к Москве, сожгли окрестности и готовились к нападению на город. В беседе с старцем Антонием митрополиту было открыто, что татары уйдут от Москвы и погибнет всего один человек. И действительно едва старец договорил, как вражеская стрела пронзила его, и кроме Антония никто больше не погиб.
В тот же день в рядах татар произошло смятение, и они в неведомом страхе и ужасе обратились в бегство. Святитель Иона вскоре построил на своем дворе храм в честь положения Ризы Пресвятой Богородицы в память избавления Москвы от врагов.
Блаженная кончина святителя Ионы последовала в 1461 году. При гробе Святителя стали совершаться многочисленные исцеления.
Святитель Макарий, митрополит Московский и всея Руси
Летом 1547 года в Москве впервые в истории состоялось венчание на царство, которое совершил митрополит Макарий. Событие это имело особое значение, так как оно было совершено в Москве, а не в Константинополе, и совершилось митрополитом, а не патриархом. Теперь православные всего мира с надеждой и упованием взирали на единственного в мире православного царя Иоанна IV Васильевича.
Правление Макария пришлось на первую половину царствование Иоанна Грозного. Своим авторитетом, смирением и стараниями он всячески сдерживал гнев молодого царя, готовый обрушится на несговорчивых, злобных и вечно недовольных бояр.
Зимой 1553 года царь серьезно заболел и смиренно просил Боярскую думу присягнуть его малолетнему сыну Дмитрию I. Но среди бояр возник заговор, и власть, в случае смерти государя, решено было передать двоюродному брату царя Владимиру Серпуховскому, о чем и было царю сказано государю. Иоанн выздоровел и сделал соответствующие выводы…
В такой неспокойной обстановке Маркарий сохранил духовную чистоту, веру и до конца своих дней оставался неумолимым молитвенником за народ и за землю русскую.
3 декабря 1563 митрополит Макарий известил государя, что по немощи намерен оставить митрополию и «отъити на молчалное житие» на место своего пострижения в Пафнутиев монастырь. Государь вместе с наследником явился на митрополичье подворье и умолял его не оставлять митрополии. Только 21 декабря 1563 он дал согласие оставаться на кафедре, но через 10 дней, в последний день 1563 года, владыка Макарий скончался. 1 января 1564 состоялось его погребение в Успенском соборе Кремля.
А через два года, в лето 1565 года, царь Иоанн ввел опричнину, ибо некому было остановить царя и сказать: «Не губи ни свою, и ни какую иную душу».
Святитель Филипп, Митрополит Московский и всея России, чудотворец
Будучи игуменом Соловецкого монастыря, призван царем Иоанном Грозным на митрополичью кафедру, пустовавшую после смерти Макария. Его служение пришлось на рассвет опричнины, когда потоки лжи и лести затопили уши царя, а руки обагрились кровью. В эти годы один Филипп продолжал взывать к сердцу Иоанна, требуя остановить безумие и покаяться.
В марте 1568 года в Успенском соборе Кремля произошло важное событие, послужившее толчком к опале митрополита. Царь вместе с опричниками пришёл на богослужение в чёрных ризах и высоких монашеских шапках, а после литургии подошёл к Филиппу за благословением. Митрополит сделал вид, что не замечает царя, и только после просьбы бояр благословить Ивана обратился к нему с обличительной речью: «…Везде грабежи, везде убийства и совершаются именем Царским! Ты высок на троне; но есть Всевышний, Судия наш и твой. Как предстанешь на суд Его? обагренный кровию невинных, оглушаемый воплем их муки? ибо самые камни под ногами твоими вопиют о мести!..».
Судьба митрополита была решена, и в ноябре того же года Федор Басманов сорвал с митрополита его одежды. Митрополита лишили сана и сослали в отдалённый Отроч Успенский монастырь в Твери. Осенью 1569 году царь направил в монастырь Малюту Скуратова испросить у Филиппа благословение на Новгородский поход, но тот не благословил царя. В декабре 1569 года по повелению Иоанна Грозного святитель был задушен.
В 1591 году, по просьбе братии Соловецкого монастыря, мощи Филиппа были доставлены из Отроча монастыря и захоронены под папертью придела святых Зосимы и Савватия Спасо-Преображенского собора. В царствование Алексея Михайловича мощи святителя были перенесены в Москву, в Успенский собор Кремля.
Святитель Иов Московский и всея Руси, патриарх
Ведомый Господом, более пятнадцати лет провел Иов в Старицкой обители, пройдя путь от послушника до настоятеля. Будучи истинным пастырем, Иов словом и жизнью, воодушевлял братию на духовные подвиги. Не только монастырская братия, архиереи Русской церкви, но и помазанники Божьи увидели в нем промысел Господний. Ему было начертано стать первым патриархом земли Русской.
При царе Федоре Иоанновиче, 26 января 1589 года, по благословению и при личном участии Константинопольского Патриарха Иеремии II, Митрополит Иов в Успенском соборе московского Кремля был поставлен Патриархом Московским и всея России.
Главной целью всей деятельности Патриарха Иова было укрепление в России Православия и духовной мощи Русской Церкви. В трудные времена государственной смуты в начале XVII века святитель Иов сохранил истинное христианское терпение, бесстрашие и мужество. После смерти Бориса Годунова он первым выразил верность вдовствующей царице Марии и ее детям. За ним присягнули бояре и все жители Москвы. Однако не все поддержали святителя, царь Федор Годунов и его мать Мария были зверски убиты, и престол захватил Лжедмитрий.
Через некоторое время самозванец въехал в Москву. Первосвятитель и молитвенник за весь русский народ, святой Иов, бесстрашно обличал клятвопреступников и предателей. В 1605 году, во время Божественной литургии сторонники Лжедмитрия с позором вывели святителя из собора и повели на Лобное место, по дороге бесчестили и били. Через некоторое время святитель Иов, измученный, в простой черной рясе, был посажен на телегу и отвезен в заточение в Успенский Старицкий монастырь, где он начал свой иноческий подвиг.
После изгнания Иова церковный собор избрал новым Московским Патриархом грека Игнатия, примкнувшего к сторонникам Лжедмитрия. Однако смена Патриархов не была законной: святитель Иов не был ни низложен, ни тем более лишён сана.
Святой Иов два года прожил в обители. Ослабленный и утративший зрение, он все время проводил в молитве. Перед смертью на свое место он благословил митрополита Казанского Гермогена.
Священномученик Гермоген (Ермоген), патриарх Московский и всея Руси
Служение Патриарха Гермогена совпало с тяжелым периодом истории нашего отечества, называемый Смутным временем. С особенным вдохновением противостоял Святейший Патриарх изменникам и врагам Отечества. Когда Лжедмитрий II в июне 1608 года подошел к Москве и остановился в Тушино, Патриарх Гермоген обратился к мятежникам и изменникам с двумя посланиями, в которых обличал их и увещевал: «Вспомните, на кого вы поднимаете оружие: не на Бога ли, сотворившего вас? Не на своих ли братьев? Не свое ли Отечество разоряете? Заклинаю вас именем Бога, отстаньте от своего начинания, пока есть время, чтобы не погибнуть вам до конца … Бога ради, познайте себя и обратитесь, обрадуйте своих родителей, своих жен и чад, и всех нас; и мы станем молить за вас Бога…»
Тем временем в Москве начался голод. Первосвятитель повелел келарю Cepгиевой обители Авраамию Палицыну открыть для голодающих монастырские житницы с хлебом. Патриарх Гермоген вдохновил иноков Троице-Сергиевой лавры на героическую оборону обители от польско-литовских захватчиков, которые спустя 16 месяцев с позором отступили от обители.
В феврале 1611 года изменники низложили Патриарха и заточили его в темный каземат Чудова монастыря, где морили голодом и всячески унижали его достоинство. Осажденные в Кремле поляки не раз посылали к Патриарху послов с требованием, чтобы он приказал русским ополченцам отойти от города, угрожая при этом ему смертной казнью. Святитель твердо отвечал: «Что вы мне угрожаете? Боюсь одного Бога. Если все вы, литовские люди, пойдете из Московского государства, я благословлю русское ополчение идти от Москвы, если же останетесь здесь, я благословлю всех стоять против вас и помереть за Православную веру».
Более девяти месяцев томился святитель Гермоген в тяжком заточении. 17 февраля 1612 года он мученически скончался от голода и жажды.
Святитель Тихон (Белавин), патриарх Московский и всея Руси
Незадолго до своей кончины святой Иоанн Кронштадтский в одной из бесед со святителем Тихоном сказал ему: «Теперь, Владыко, садитесь Вы на мое место, а я пойду отдохну». Спустя несколько лет пророчество старца сбылось, когда митрополит Московский Тихон жребием был избран Патриархом. Произошло это 5 (18) ноября 1917, через 11 дней после Октябрьской революции.
Как и 300 лет назад, хаос объял Русь. Кровь, кровь, кровь. Она была везде, по всей стране, и даже в храмах Божьих, и самое страшное, что там её было больше всего. Казалось, что сам сатана в опломбированном вагоне въехал в Святую Русь.
Глядя, как рушатся устои государства, как гонят веру и разоряю храмы, казнят всех, кто восстал против безбожия, патриарх не впал крайность, не призвал народ на всеобщее восстание, не дав тем самым повода большевикам, покончить с Русской православной церковь раз и навсегда, и признал власть большевиков. Ища компромисс с новой властью, патриарх Тихон говорил: «Пусть имя мое погибнет в истории, только бы Церкви была польза».
Почти через сто лет мы видим, что все, что он делал, делал правильно, и на то была воля Всевышнего.
Священномученик Петр (Полянский), митрополит Крутицкий
В последние месяцы Святейшего Патриарха Тихона его верным первым помощником во всех делах церковного управления, в том числе и во взаимоотношениях с гражданскими властями, был митрополит Крутицкий Петр.
Незадолго до своей кончины, Святейший Патриарх Тихон составил новую редакцию своего Завещания о преемстве Патриаршей власти в условиях, когда невозможно было созвать избирательный Поместный Собор. В Завещании третьим в списке был назван митрополит Петр, после митрополитов Кирилла и Агафангела.
В день погребения Святителя Тихона 12 апреля 1925 г. состоялось совещание собравшихся на его отпевание архипастырей; ознакомившись с текстом Завещания, епископы постановили подчиниться воле почившего Первосвятителя. Поскольку Митрополиты Кирилл и Агафангел томились в ссылке, обязанности Патриаршего Местоблюстителя возложены были на упомянутого в Завещании Митрополита Крутицкого Петра.
Через восемь месяцев, в декабре 1925 года, по постановлению Комиссии по проведению Декрета об отделении Церкви от государства Местоблюститель Патриаршего Престола Митрополит Петр был арестован. Вступив на свою дорогу страданий, он уже никогда не сойдет с нее, окончив свои дни на своей Голгофе.
Священномученик Петр был расстрелян 10 октября 1937 года в Верхнеуральской тюрьме, пролив мученическую крови за Христа и Церковь. Место погребения священномученика Петра до сих пор остается неизвестным.
Святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский и Коломенский
Вступив с ранних лет в служение Богу, Василий Дроздов, нареченный в монашестве Филаретом, достиг большого уважения в народе, не только как подвижник и молитвенник, но и как ярчайший пример русского православного человека, радеющего о своей Отчизне.
Почти полвека митрополит Филарет управлял Московской епархией. Узы обоюдной христианской любви между архипастырем и паствой особенно укрепились после холеры, обрушившейся на Москву в 1830 году. Не сомневаясь в пользе медицинских средств, митрополит Филарет, однако, больше, чем на земных врачей, полагался на молитву и милосердие Небесного Врача душ и телес. Он распорядился совершать крестные ходы с молебным пением. В Кремле сам митрополит вместе с братией Чудова монастыря под открытым небом на коленях молился о прекращении моровой язвы.
Многие изречения митрополита Филарета, сказанные в беседах с посетителями, поражают глубиной мудрости и силой слова. Один из собеседников в разговоре о частых падениях философически заметил: «Как быть? Дух бодр, да плоть немощна!» — «Не наоборот ли бывает, — возразил митрополит, — плоть бодра, а дух немощен».
Представился он после Литургии в Троицком подворье 19 ноября 1867 года. Великий молитвенник и постник, святитель Филарет подвигом всей жизни стяжал благодатные дары Святого Духа, которые являлись через него людям.
Святитель Иннокентий, митрополит Московский, апостол Сибири и Америки
Как Апостолы Христовы без страха и сомнения отправились каждый в свой удел, так и молодой миссионер Михаил (Бурдуков) с семьей отправился в далекую Америку проповедовать Слово Божье.
Его жизненный путь похож на приключенческий роман. Путешествие на каноэ, ночевки в вигвамах, поездки на оленях, бескрайние леса севера и вечно заснеженная тундра. Он прошел Сибирь, Дальний Восток, был на Аляске и на Алеутских островах; он жил среди индейцев, алеутов, чукчей, якутов, коряков, тунгусов, и везде его любили, везде к нему шли за советом и за поддержкой.
За свое апостольское служение святитель Иннокентий крестил тысячи людей, построил десятки храмов, при которых основывал школы и сам обучал в них детей; массово проводил прививание оспы, что позволило остановить эпидемии этой болезни у просвещаемых им народов.
По смерти супруги протоирей Михаил принял постриг с именем Иннокентий. За свои труды и подвижничество он в 1840 году был возведен в епископы Камчатские, Курильские и Алеутские. За десять лет до своей смерти был назначен Митрополитом Московским вместо почившего Филарета. Скончался святитель Иннокентий 31 марта 1879 года и погребён в Троице-Сергиевой Лавре, в церкви Филарета Милостивого.
Святитель Макарий, митрополит Московский и Коломенский, апостол Алтая
В 19 летнем возрасте, с отличием окончив Семинарию, Михаил Первицкий-Невский отправился рядовым сотрудником в Алтайскую миссию. Через семь лет, в 1861 году, он принимает монашеский постриг с именем Макарий и в этом же году начинает свое самостоятельное миссионерское служение. Пройдя путь от иеродиакона до епископа Бийского, святитель Макарий крестил множество инородцев, проживавших в горах Алтая и в Бийских степях. В 1891 году его назначают епископом Томским. А в 1912 году назначили митрополитом Московским и Коломенским и членом Святейшего Синода. Больше полувека он оставался духовным отцом и покровителем православия в Западной Сибири.
Святитель Макарий предчувствовал грядущие события в России. В одном из своих поучений он говорил: «…Теперь слышатся голоса хульные на Бога и замыслы против Помазанника Его… В подмётных письмах и листках их мы читаем, что они, как вестники ада, жаждут разрушения, беспорядков…».
В 1917 году, после Февральского переворота, в газетах начинается кампания клеветы на Владыку, который остался верен присяге Государю и отказался присягнуть Временному правительству. После Октябрьской революции положение 82-летнего старца стало просто невыносимыим. Последние годы святой старец, забытый и покинутый почти всеми, находился в параличе, но не потерял способность говорить. Не раз посещал больного Владыку св. Патриарх Тихон, последнее их свидание было в августе 1924 года, оба испросили друг у друга прощение. Священномученик митрополит Пётр, став Патриаршим Местоблюстителем, просил у старца благословения и Владыка с любовью подарил ему свой белый клобук.
Владимир Шеменев
Эту статью прочитали (321)