В субботу 30 июня за Евангельским чтением, мы с вами слышали о мытаре Матфее, которого Господь наш Иисус Христос призвал на апостольское служение…
Слушали мы с вами церковно-славянский текст. А вот как звучит это в синодальном переводе. «Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним» (Мф. 9:9).
О дальнейшей жизни Матфея почти ничего не известно. По одним источникам, он проповедовал в Эфиопии, где был замучен около 60 года; по другим, он был казнён за проповедь христианства в малоазийском городе Иераполис. Однако в соответствии с так называемым Каталонским атласом, датированным 1375 годом, на северном берегу озера Иссык-Куль в Киргизии изображено здание с крестом, а рядом имеется надпись: «Место, называемое Иссык-Куль. В этом месте монастырь братьев армянских, где пребывает тело святого Матфея, Апостола и Евангелиста».
Согласно другой, самой распространенной на сегодняшний день версии, мощи Матфея в X веке были привезены в итальянский город Салерно (недалеко от Неаполя), где и находятся по сегодняшний день в местном кафедральном соборе привлекая сюда паломников-христиан со всего мира.
Так кто же Матфей, грешник или праведник, что Господь удостоил его своей милости?
Из дальнейшего прочтения следует, что человек сидящий у сбора пошлин грешник. «Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками? Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные, пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф. 9:11-12).
Итак из текста ясно видим, что Иисус призвал в свои ученики грешника. За какие заслуги и что такого увидел в нём Господь, что причислил его к двенадцати, нам не дано знать. Это пути Господни, и мы не будем в них вникать и разбираться, чтобы познать Волю Божью. Это не наше с вами дело. Значит так надо было. Всё что делалось, всё что делается и всё, что еще будет сделано это всё про Божьему произволению.
Задача в другом…
Разобраться, что такого совершил человек, что иудейские священнослужители прилюдно объявляют его грешником, упрекая Христа в том, что он ест и пьет с ним и его товарищами. Почему иудеи презирали своих же братьев и за что?
Из Евангелия и комментариев к ним мы знаем, что мытарь это сборщик податей. По нашему — налоговый инспектор, а мытарь сидящей у дороги, у городских ворот или на речном перевозе — таможенный инспектор.
Так вот Матфей был тем самым таможенным инспектором. Он сидел как пишет профессор Лопухин (знаток Ветхого и Нового завета) у водного перевоза. Скорее всего это был водный путь из Капернаума в Вифсаиду до которой было чуть больше 3 км. До страны Гергесинской, где свиньи кинулось в море было 6 км. Для сравнения ширина Керченского пролива, а следовательно длинна Крымского моста составляет 15 км. Так, что рыбаки и торговцы регулярно плавали, по Генисаретскому озеру, с одного берега на другой.
Достоверно известно, что мытарь Матфей был из города Капернаума. Вот как Евангелист описывает путешествие Иисуса Христа, после того как к нему пришли жители страны Гергесинской и просили отойти от них. «Тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город» (Мф. 9:1).
Иоанн Златоуст, Феофилакт, Августин и другие говорят, что Вифлеем был город, в котором родился Спаситель, Назарет – где воспитался, а в Капернауме Господь имел постоянное местопребывание.
Казалось бы налоги собирают для пользы страны.
И тут самый интересный момент. Страны как таковой Иудеи не было, формально она была, но имела статус имперской провинции и находилась под власть Рима.
Все сборы шли в Римскую казну. Сборщики податей охранялись государством, что порождало многочисленные злоупотребления со стороны мытарей и, как следствие были очень нелюбимы своим народом.
Главные сборщики этих податей пользовались большим влиянием и доверием у народа, по правилу начальник всегда не погрешим. А вот их помощники часто замечались в хищении и вымогательстве и считались притеснителями, грешниками и ворами, так что нередко иудеи не позволяли сим последним даже входить в храм или в синагоги и участвовать в общественных молитвах и богослужениях.
Для сбора пошлин римляне устраивали особые места, таможенные дворы с временном строением или навесом со столом, ящиком для монет, счетами и мерами веса.
В Римской империи существовало правило откупа или выкупа «права сбора податей».
Так автор «Иудейских Древностей» Иосиф Флавий (современник Иисуса Христа) в своей книге описывает случай получения откупа неким изворотливым юношей по имени Иосиф, сын Товия. Войдя в доверие к Птоломею царю Египетскому (247–222 гг. до н.э.), не имея ни копейки за душой ухитрился опозорить откупщиков предлагавших по 8000 талантов за откуп податей со всей Келесирии, Финикии, Иудеи и Самарии. Иосиф предложил 15000 которых у него не было и без поручителей добился права на откуп.
Как пишет Иосиф Фолавий откупщики с позором вернулись каждый в свой родной город; Иосиф же, получив от царя отряд в две тысячи воинов (которых он выпросил у него в помощь, если бы пришлось в городах прибегнуть к силе) и заняв у приближенных царя в Александрии пятьсот талантов, выступил в Сирию. Прибыв в Аскалон, потребовав от граждан уплаты податей и получив от них отказ, схватил двадцать человек зачинщиков и приказал казнить их. Затем он овладел их имуществом на сумму до тысячи талантов и послал эти деньги царю с подробным донесением обо всем случившемся. Птолемей удивился его распорядительности, похвалил его за его образ действий и представил ему в дальнейшем полную свободу действий. Сирия и Иудея не посмели отказать Иосифу в уплате налогов.
Такие действия и методы, и ополчали народ против сборщиков податей. И не требуется комментариев, чтобы сказать, что каков начальник таковы и подчиненные.
Главные сборщики получив права сбора податей, передавали права своим подчиненным или родственникам, а те в свою очередь нанимали разных людей из низшего класса и им поручали сбор, вследствие чего возникали различные несправедливости, обманы и насилия.
Плательщикам оставались недоимки. Далее недоимщики подвергались жестоким репрессиям и окончательно разорялись. Что само по себе идет в разрез с Евангельской притчей «о немилосердном должнике», которая заканчивается словами: «о злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?» (Мф. 18632,33).
Но это Новый завет, а вся иудейская община в те времена жила заветом Ветхим, считая закон Моисеев превыше всего.
Следовательно из рассказы про изворотливого Иосифа можно сделать выводы, что за сбор пошлин человек вносил некую сумму денег, т.е. покупал должность. Что не редкость в наше время среди алчных чиновников. Купив право на сбор податей человек тратил некую сумму денег, которую в последствии намеревался получить с дисконтом, с плательщиков податей.
Сама по себе должность была не только собирательная, но и надзорная и выбивальная. В одних руках сосредотачивалась власть финансового инспектора, судьи и судебного пристава.
Иудейский народ справедливо ненавидел мытарей за то, что они служили оккупантам в качестве экзекуторов и часто пользовались своим «служебным положением» для личного обогащения, обирая при этом своих соплеменников.
Талмуд приравнивал мытарей к грешникам, язычникам и прелюбодеям и повелевал отлучать от Синагоги.
В добавок ко всему в I веке н.э. Рим устроил перепись населения, о которой говорит евангелист Лука и согласно, которой Святое семейство отправилось в Вифлеем. Перепись от кесаря Августа имела целью определить число жителей и имущества в провинции Иудея для введения подушных и поземельных податей, которые отныне следовало взимать в пользу императорской казны.
Римский ценз производился очень строго.
Каждый житель провинции должен был точно показывать состав своей семьи и имущество. За неверные показания полагался штраф и более строгие взыскания. Во времена наместников поземельные налоги составляли большую часть доходов казны. Взымали подомовый налог, который должны были платить жители Иерусалима. Кроме налогов, население было обременено многими пошлинами и местными налогами. Ощутимую брешь в бюджете населения создавали штрафы и контрибуции.
Однажды император Тиберий сказал: «Хороший пастух стрижет своих овец, но не сдирает с них шкуры».
Так, при раскопках в древнем городе Дура-Европос (Сирия) найдены тексты о местных налогах за пастьбу скота, за пользование водой оазиса, на рабов, на платье, на кожи, на мясо. Талмуд свидетельствует о «добровольный взнос» на венок императору. О налоге на содержание и снабжение проходящих войск и проезжающих сановников из Рима.
Иосиф Флавий сообщает о налогах, «безжалостно собираемых со всего покупаемого и продаваемого на рынках». Вот у такого рынка на берегу озера, возле пристани и сидел Матфей, взымая пошлину с выловленной, привезенной и проданной рыбы.
Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним.
Оттуда — как следует из текста — от моря шел Иисус и сказал: следуй за мной. Этого было достаточно, чтобы человек оставил своё прибыльное дело и пошел с Христом. Поверив в Иисуса и увидев в нём мессию, которую не разглядели благочестивые иудеи.
Сказать: «ты грешник» проще простого, обличить человека легко, а вот сможешь ли ты оставить доход, имении, бросить все, встать и пойти за тем кого не раз упрекали в Богохульстве, в нарушении субботы и в осквернение обычаев предков.
Матфей не колебался ни минуты. Он оставил дневную выручку, мерные сосуды, которые стоят не малых денег, весы, палатку, одежду и скорее всего транспорт: ослика с тележкой. Как такое могло произойти…
Об этом на не сообщают Евангелисты.
Можно сделать только один вывод. Матфей видел Христа, слышал Его проповеди, слышал об исцеленных в Капернауме. Услышанное и увиденное терзало его душу, мытарь не находил ответа в законах которыми он жил. Хотел исправится чувствуя свою греховность, но сложившаяся система не позволяла этого сделать. Собирая подати ты не мог не грешить по определению.
Сама эта профессия считалась ритуально «нечистой», поскольку, согласно еврейскому религиозному законодательству, подати следовало платить только в Иерусалимский храм — единственное место земного пребывания Бога.
И когда Господь призвал Матфея, он с радостью бросил старую жизни и пошел за Иисусом Христом. Для него учитель стал искрой из которой разгорелось пламя веры.
И в тот день для мира родился апостол и евангелист Матфей.
Будем же и мы с вами следовать за Иисусом Христом, помня о грехах своих и зная, что и нас позвал за собой Господь говоря: «и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее» (Мф. 10:38,39).
Аминь.
Владимир Шеменев
Эту статью прочитали (3258)